Профилактика алкоголизма и
наркомании в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на
формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. Только осознание
личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему
для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Необходимым условием
эффективного воздействия на ребенка является тесная взаимосвязь с жизнью, где
ребенок может реально увидеть влияние одурманивающих веществ на человека и
оценить последствия.
Учитель: Тумакова Ирина
Сергеевна
Якутск 2007-2008
Цель: ознакомить
учащихся с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в
компании.
Задачи:
Воспитательная:
воспитать ценностное отношение кздоровью
Образовательная:
- обучить учащихся, умению критически оценить ситуацию и поступки
других людей,
- оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны
взрослых и сверстников,
- формирование навыков эффективной социальной адаптации.
Развивающая:
развитие коммуникативных качеств, устной речи, активизация словаря.
Учитель:
Наблюдали ли вы, как людиотмечают
праздники, как они готовят застолье?
Дети: Да, на
столе стоят вкусные кушанья, спиртные напитки – шампанское, вино, водка.
Учитель: Сегодня
на уроке вы познакомитесь с распространенными мотивами употребления алкоголя
подростками в компании и с тем, что из этого может получиться.
И так тема нашего урока «Алкоголь в компании»
Алкоголь содержаться
в пиве, вине, шампанском и водке. Нет ни одного органа, который не подвергался
бы разрушительному воздействию алкоголя. Быстро всасываясь в кровь, он
разносится по всему организму, больше всего накапливается в мозгу, затем в
печени, так же страдают легкие, сердце и почки.
(показать на рисунке «Внутренние
органы человека»)
Каждая
рюмка вина, каждый стакан пива, иногда только два-три глотка крепкого
алкогольного напитка могут принести ущерб здоровью, снизить работоспособность,
привести к несчастью.
Даже после малых доз алкоголя ослабляются и
угнетаются функции мозга. Первые признаки:человекглупеет у него ухудшается
память, он труднее усваивает новое. В
подростковом возрасте употребление алкоголя особенно опасно, оно ведет к
расстройству нервной системы и к серьезным психическим заболеваниям.
Т.е. человек находится
изолированным от общения со сверстниками.
Учитель: Особенно сильно влияет алкоголь на организм девочек, это
связано с тем, что их организм чувствительнее к различным воздействиям.
Одной из причин
употребления алкоголя является неверное представление о нем, как о приятном и
даже полезном напитке.
Наверное,
что алкоголь прибавляет силы и снижает утомление. Опьяняя человека, он
притупляет чувства, создает впечатление прилива сил.
Давайте разберемся, как же все-таки влияет на организм
алкоголь и каковы его последствия.
2) тест «Тест об алкоголе» (приложение
№1)
(вывешивается таблица на доске, а детям на столы выкладываются
такие же бланки)
Каждой группе детей дается бланк для заполнения теста. Затем
тест проверятся коллективно. И даются пояснения на каждый пункт теста.
Ответы:
Верно
– «Ложь». Алкоголь не придает сил, а затормаживает человека. Он относится
к классу веществ, угнетающих работу нервной системы. Угнетающие вещества
действуют так: рефлексы не срабатываютбыстро и эффективно. (пример из жизни : наблюдение за пьяным
человеком которому тяжело поднятьсяна ноги)
Верно
– «Ложь». Когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся,
ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением
алкоголя. Кроме того, подвыпившие люди часто совершают поступки, которых в
последствии стыдятся.
верно
– «Ложь». Употребление алкоголя является главной причиной смертности среди
подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет
верно
– «Правда». Алкоголь всасывается непосредственно в кровь внутренней
поверхностью желудка. Он не переваривается в желудке как пища.
Верно
– «Правда» Алкоголем можно отравиться и умереть от отравления. К сожалению,
некоторые люди умирали, пытаясь выпить как можно больше, например, на
спор.
Верно
– «Ложь» Алкоголь нарушает способность ясно мыслить и принимать правильные
решения.
Верно
– «Ложь». По статистике, от последствий употребления алкоголя умирает в
несколько раз больше людей, чем от наркотиков.
Учитель: Ребята,
давайте разберемся, почему подростки начинают употреблять алкоголь, зная о его
вреде для здоровья.. Давайте, определим понятие «мотив»
(На доске
прикрепляется надпись: «Мотив – это, то, что подталкивает человека к действию».
Напишите на
листочках мотивы употребления алкоголя подростками в компании
Дети: - они хотят казаться взрослее;
- умнее;
- красивее;
- сильнее
- они хотят казаться не такими, какие они
есть на самом деле.
- хотят быть частью, участником компании
-
реклама, говорящая об успешности пьющего человека.
Учитель: А что хочет сказать нам реклама спиртных напитков?
Дети:…
Учитель: т.е. цель рекламы заставить нас приобрести и попробовать
спиртные напитки.
На доске вывешиваем надпись:
«Запомните! Не все,
что говорят об алкоголе разные люди и реклама, является правдой. Реклама алкоголя
умалчивает о его вреде для здоровья».
III. Физкультминутка
Давайте сделаем те действия,
которые себе не могут позволить пьющие подростки и взрослые люди.
Дети стоят на одной ноге, подпрыгивают с ноги на ногу,
касаются пальцем кончика носа, приветливо здороваются с участниками группы и
садятся на свои места.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Вы замечательно показали
возможности человека ведущего здоровый образ жизни и самое главное мы это
делали с хорошим настроением.
У нас иногда создаются ситуации,
которые могут испортить нам не только настроение, но и состояние здоровья. Это ситуации,
в которые мы можем попасть.
Ребята у вас естьв конвертах ситуации и вам надо предложить пути
решения выхода из ситуаций(приложение №2)
Дети работают в группах, затем на доске вывешивают способы
выхода из сложившейся ситуации и доказывают свое решение
Дети выходят к доске и рассказывают о своих решениях. Все
работы закрепляются на доске.
Под работами вывешивается надпись:
«Запомните! В
ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет». Нужно вежливо и
твердо отказывать».
V. Итог урока
Учитель: напишите 3 причины, по которымвы не стали бы пить алкоголь.
Дети пишут на листах, и листы дополняются ко всем работам на
доске.
Учитель;
Ребята,а как к вам отнесутся в компании
из-за отказа принять алкогольный напиток.
Дети: Не будут с
нами общаться, обидятся, посмеются…..
Учитель: Если к
вам так отнесутся в компании, тогда нужна ли вам такая компания?Ребята давайте прочтем вот эти высказывания:.
(приложение № 3)
Учитель: вы
согласны с высказываниями?
Дети: Да
Учитель: Теперь
вы чувствуете уверенность в своем решении не употреблять алкоголь в компании?
Дети: Да.
Обобщение работ
учащихся.
Учитель: сделаем
вывод, почему мы не будем употреблять алкоголь.
Дети:
чтобы
не повредить своему здоровью.
чтобы
после употребления алкоголя не было отрицательных последствий.
чтобы
не расстраивать родителей и близких людей.
VI.Рефлексия.
Учитель: мы
сегодня отлично поработали, давайте поаплодируем всем и каждому из нас, мы
молодцы! И за такую замечательную работы мы заслужили вознаграждение – это
веселые воздушные шарики
Детям раздаются воздушные шарики.
Приложение №1
вопросы
правда
ложь
Алкоголь придает сил.
Подвипившие люди общительны и дружелюбны
Употребление алкоголя не является причиной несчастных
случаев и смерти подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет.
Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он
попадает прямо в кровь, а затем в мозг.
Алкоглем можно отравиться
Алкоголь способствует ясности мысли
От причин, связанных с употреблением алкоголя, умирают
больше людей чем от наркотиков.
Приложение №2
Ситуации.
1. Представьте, что вы пришли в гости к другу поиграть в
компьютерные игры.
Его родителей нет дома. На
кухонном столе вы видите красивую бутылку в плетеной корзине. Друг говорит, что
это хорошее виноградное вино и предлагает попробовать.
Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас малышом за
отказ попробовать алкоголь. Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что
знаете, что это такое.
Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и
слабаками за отказ познакомиться с алкоголем. У вас сильная воля, так как вы не
поддались уговорам.
Никогда не соглашайтесь с тем кто назовет вас несовременным,
не модным. Современный человек сильный, красивый, умный. Удачливый, он
нравиться окружающим и людям приятно с ним общаться.